Отражение культа святого Гавриила Слуцкого в нарративах рубежа XIX–XX вв.

  • Виктор Ильич Короневский Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, 7–9, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Рассматривается политико-символический аспект культа святого Гавриила Слуцкого в конце XIX – начале XX в. На основании анализа комплекса источников, имеющих разное происхождение (публицистика, агиография, гимнография), репрезентируются три нарративные традиции восприятия фигуры мученика: гродненская, минская и условно выделяемая антиеврейская, к которой чаще всего обращаются исследователи культа святого. Изучаются генезис каждой из традиций и их взаимосвязь. Обосновывается точка зрения, согласно которой в указанный период на землях Гродненской и Минской епархий Гавриил воспринимался как святой, утверждающий принадлежность населения данных территорий к православной церкви. Отмечается, что гродненская и минская нарративные традиции не конкурировали между собой и дополняли друг друга. Они почти не пересекались с антиеврейским нарративом, который конструировался отдельными радикально настроенными публицистами из других регионов Российской империи.

Биография автора

Виктор Ильич Короневский, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская набережная, 7–9, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия

лаборант-исследователь Института истории

Литература

  1. Kizenko N. Blood accusation and Orthodox liturgy in the Russian Empire before and after the Beilis Case. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies. 2020;36(1):179–195. Russian. DOI: 10.21638/spbu17.2020.115.
  2. Panchenko AA. [On the study of the «Jewish theme» in the history of Russian literature: the plot of a ritual murder]. Novoe literaturnoe obozrenie. 2010;4:79–113. Russian.
  3. Kuryłowicz A. Kult świętego męczennika Młodzieńca Gabriela. Elpis. 1999;1:213–241. DOI: 10.15290/elpis.1999.01.13.
  4. Sosna G. Święte miejsca i cudowne ikony. Prawosławne sanktuaria na Białostocczyźnie. Białystok: Wydawnictwo Orthdruk; 2001. 401 s.
  5. Kravetskii AG. Hate speech and church Slavonic literature. History of the editing of liturgical books. Slavic Studies. 2023;2:31–46. Russian. DOI: 10.31857/S0869544X0025350–8.
  6. Węgrzynek H. Blood libel accusations in Old Poland (mid-16th – mid-17th centuries). In: World Union of Jewish Studies. Proceedings of the 12th World congress of Jewish studies; 1997 July 29 – August 5; Jerusalem, Israel. Jerusalem: World Union of Jewish Studies; 1997. p. 121–127.
  7. Staliunas D. Enemies for a day: antisemitism and anti-Jewish violence in Lithuania under the Tsars. New York: CEU Press; 2015. 283 p.
  8. Kochegarov KA. The Kievan metropolia, prince Jeronime Radzivill, and the nominatin of David Nischinsky as the archimandrite of Slutzk in 1755. Istoricheskii vestnik. 2020;33:110–137. Russian.
  9. Kochegarov KA. Mikhail Kozačinski and his appointment as an archimandrite of the Slutsk holy trinity monastery. 1748–1749. Roczniki Humanistyczne. 2022;70(2):69–87. Russian. DOI: 10.18290/rh2272.5.
  10. Avrutin E. Velizhskoe delo. Ritual’noe ubiistvo v odnom russkom gorode [The Velizh affair. The ritual murder in a Russian town]. Glebovskaya AV, translator; Znayesheva IV, editor. Saint Petersburg: BiblioRossika; 2020. 239 p. Russian.
Опубликован
2024-07-18
Ключевые слова: Гавриил Слуцкий, Гродненская епархия, Минская епархия, православие, католицизм, Российская империя, антисемитизм, святость
Поддерживающие организации Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Cвятые и герои: от христианизации к национализму. Символ, образ, память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)» (№ гос. регистрации 21-48-04402).
Как цитировать
Короневский В. И. Отражение культа святого Гавриила Слуцкого в нарративах рубежа XIX–XX вв. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2024. 3. СС. 15-24.